Продолжая тему японской культуры, в этот раз мы расскажем о таком известном сейчас искусстве, как оригами.
Как и каллиграфия, это понятие давно уже прочно вошло в нашу жизнь: мало кто в детстве хоть раз не складывал кораблики, лягушек или самолетики. А может, журавликов? Попробуем же узнать немного больше о таком привычном нам занятии.
читать дальшеУ историков не вызывает сомнения, что бумага была изобретена именно в Китае. Однако, несмотря на существование небольшого числа изделий, сложенных из бумаги, традиционно считающихся китайскими, родиной оригами стала именно Япония. Возможно, это объясняется тем, что в этой стране процесс складывания удачно иллюстрировал некоторые мировоззренческие идеи философии Дзен.
Это занятие органично вписывалось в систему восточных взглядов на мир, присущих философии дзен-буддизма. Эта философия практикует выработку взгляда на природу как на гармоничное единство, где привычные для европейца противоречивые части и составляющие неразрывно слиты в единое целое. В этом, вероятно, истоки иероглифической письменности, в которой каждый вписанный в квадратную рамку знак означает целостный символ. Пошаговая система записей действий в оригами очень напоминает это картиночное письмо, понятное практически без слов. Описать с помощью привычного европейцам буквенного текста процесс складывания можно, но сделать это намного сложнее, чем с помощью картинок.

Квадрат в качестве рамки для иероглифов-символов и как основа для складывания фигурок выбран не случайно. На Востоке он является не просто геометрической фигурой, а важным мировоззренческим символом. В Древнем Китае квадрат олицетворял смыкающуюся с космосом землю, пределы которой были необозримы. Необъятность Вселенной, в основе которой лежит квадрат, блестяще подчеркнута в афоризме Лао-цзы: «У великого квадрата нет углов». Таким образом, в дзен-буддизме квадрат является воплощением Вселенной с ее пустотой космоса и в то же время бесконечными возможностями созидания. Именно поэтому в квадрат вписаны все мандалы — священные буддийские изображения. Родившиеся на востоке игры — шахматы, го, танграм — также имеют квадратные очертания. Они как бы отражают игру, которая происходит во Вселенной. Очевидно, что выбор квадрата, как основы для оригами, был далеко не случаен. Плодотворное развитие игры с этой формой лишний раз подчеркивает, что в геометрии четырехугольника действительно кроются гораздо большие возможности чем, например, в круге или треугольнике. Для средневекового европейца квадрат казался слишком простой фигурой, чтобы заняться его пристальным изучением. Объемные тела, сферы, находящие свое воплощение в архитектуре и в космологии — для европейцев представляли явно больший интерес. На Востоке же квадрат был одновременно символом плодотворной пустоты, скрывающей в себе задатки всех возможных к воплощению форм. Такая точка зрения, кстати, очень близка представлениям современной физики. Поэтому попытки извлечь разнообразные формы из обыкновенного квадрата бумаги для последователя дзен-буддизма воспринимались совершенно естественно. Более того, обратимость этих форм, возможность вернуться к исходному квадрату и превратить его в иную фигурку более чем наглядно иллюстрировала взгляд дзен-буддистов на взаимопроникновение земных форм бытия. Замечательно по этому поводу заметил Виктор Бескровных в своем философском эссе «Оригами в поисках смысла»: «Буддийская пустота уничтожает границы между предметами, а не разделяет их, как привычная нам западная. Вещи, люди, деревья, дела, которые нас окружают, есть на самом деле лишь застывшие в форме проявления Пустоты. Истину в них еще надо суметь заметить. О методе, позволяющем это сделать,— чуть позже. Пока важно отметить одно: все, что нас окружает,— это лишь проявления Пустоты, единой и неделимой. Можно даже сказать, что все предметы и вещи — это лишь одежда, одетая на Пустоту, и можно лишь догадываться, что там, под покрывалом, скрыто, да легко и ошибиться. С таких позиций уже нетрудно взять квадрат — символ Пустоты и попытаться превратить его во множество форм, как это делает «настоящая» Пустота, не так ли? Тут и заключается одна из главных причин появления оригами именно на Востоке. Казалось бы, какая пропасть между абстрактными философскими моделями мира и моделями из квадрата бумаги, но — нет, связь существует. Если вещи находятся скорее в состоянии взаимопроникновения, чем противостояния, если любые явления легко переходят друг в друга, если все связано со всем, то что, как не квадрат, основа Вселенной, должен также уметь перетекать в тысячи форм? Отсюда и запрет надрезать его. Надрез нарушает Единое». Оказывается, складывая оригами, мы постоянно иллюстрируем этим процессом знаменитое высказывание дзен-буддизма: «В мире постоянны только перемены». Оригами — это не скульптура, где от куска материала отнимается все лишнее, чтобы выявить рожденную в голове художника форму. Искусству складывания вовсе не нужны математические знаки, коль скоро оно занимается трансформациями исходной формы, не отнимая и не прибавляя к ней ничего. Более того, в отличие от той же скульптуры, где податливая глина вытерпит любую прихоть ваятеля, оригами позволяет извлекать из квадрата только те формы, существование которых в принципе возможно. Таким образом, каждый раз извлекая из бумажного листа новую фигурку, мы по сути даже не творим, а лишь позволяем проявиться тому, что заранее предсуществовало в Пустоте листа. Нередко европейцы задаются вопросом — что же делать с готовыми оригами? Предпринимаются попытки сделать бумажные фигурки более долговечными, например, воплотить в более стойком по отношению ко времени материале или заключить в пластиковый куб. Такие усилия органично соответствуют западному взгляду на вещи с его ориентацией на конечный результат. Последователь же дзен-буддизма знает о том, что нет конечных пунктов жизни, а есть только вечно текущий процесс, поймать и остановить который невозможно. Поэтому в оригами для него главное — само складывание, а не конечный результат.
Если говорить об истории развития оригами, то тут немаловажным оказалось сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» — «ками». Таким образом, у японцев возникала связь между религиозным ритуалом и складыванием фигурок из бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо. В них помещали кусочки рыбы и овощей, которые предназначались в дар богам. В периоды Камакура (1185—1333) и Муромати(1333—1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания и любви, чем это можно сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. В период Адзути — Момояма (1573—1603) и Эдо (1603—1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими.
Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие базы в оригами не было развито до начала 1900 года. Наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из восьми классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как на стартовую точку. Далее мы рассмотрим эти 8 форм.
Четыре базовые формы происходят из восточной культуры – основа "бумажный змей", основа "рыба", основа "птица" и основа "лягушка". Основа "катамаран" имеет западные корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База "водяная бомба" и "двойной квадрат" также использовались в обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга. В начале и середине 1900-х художники оригами выбрали б одну из этих 8-ми баз как стартовую точку при создании нового проекта. Количество и позиция откидных створок в основе помогали определить, которая из баз вероятнее всего оказалась полезной. Основа "бумажный змей" лучше всего подходит для модели, которая имеет голову и хвост, или для той, которая нуждается только в двух створках. Основа "рыба" – хороший выбор для модели, которой нужно две длинные створки и две более короткие. Формулировка теории баз в проектировании оригами позволила художникам в 1900-х годах приблизиться к разработке моделей более систематически. Однако выбор для новых проектов был ограничен практикой использования определенной основы. А что если художник хотел сложить модель, которой нужно больше 14 откидных створок или другое количество, не ограниченное базой? Что если расположение откидных створок основы не подходит для вашей задумки? Многие художники полагали, что невозможно сложить животное, требующие шесть или более конечностей и прочих элементов из единственного листа бумаги без необходимых разрезов. Такой подход к проектированию оригами был представлен Кунихико Касахарой в последней главе издания “Creative Origami” в 1967. В этой работе Касахара советует использовать больше, чем один лист бумаги или упрощать модель так, чтобы она имела меньшее количество ответвлений. Формальное понимание баз, лежащих в основе классических моделей помогло художникам понять, что большинство моделей топтались на одном месте снова и снова. Это привело к тому, что несколько смелых фолдеров стали изобретать свои собственные базовые формы или исследовать возможность складывание фигурок без основы с чистого листа. Однако разработка моделей таким случайным способом требует либо большой удачи, либо постоянного стремления достигнуть совершенства формы, особенно, если она достаточно сложна в исполнении.
Появление авторских моделей и начало развития оригами как направления современного искусства связывают с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Во второй половине двадцатого века он уже активно пользуется придуманной им системой записи процесса складывания и извлекает из хорошо известных базовых форм множество новых моделей. В 1978 году он посещает СССР, где демонстрирует свое искусство в Москве, Ленинграде и Находке, но в то время страна была еще не готова в ответ на одиночный визит мастера начать развивать это направление творчества самостоятельно — не хватало опыта и книг на русском языке. К этому времени европейцы и американцы уже достаточно хорошо знакомы с оригами. Еще в XIX веке складывание как мощный педагогический прием рекламирует немецкий гуманист Фридрих Фребель. Автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл тоже увлекался складыванием фигурок из бумаги. В 1937 году в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кембелл «Изготовление бумажных игрушек», в которой впервые упоминаются три традиционные на Востоке базовые формы — «водяная бомбочка», «птица» и «лягушка». В 1946 году схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских ежегодных журналов. Фокусник Роберт Харбин (1909—1978) всерьез увлекался оригами и собирал любую информацию на эту тему. Он знакомился не только со всеми классическими работами, но и с изобретениями Акиры Йошизавы, который к этому времени уже стал известным японским мастером оригами. В результате в 1955 году на телевизионном канале «Jigsaw» Харбин делает регулярную программу по оригами «Мистеры Левая и Правая Рука», а в 1956 г. он выпускает в свет книгу, полностью посвященную оригами. Она имеет успех, позже появляются другие его издания на эту тему. Постепенно начинает формироваться круг увлекающихся оригами людей. В июне 1965 г. в Англии в свет начинает выходить «Оригамский листок», а 22 апреля 1967 г. создается общественная организация — Английское Общество Оригами (British Origami Society — BOS). Постепенно членами Общества становятся не только англичане, но и иностранцы: из Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Канады, Колумбии, Ирландии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Индии, Израиля, Италии, Кении, Кореи, Македонии, Мексики, Недерландов, России, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Португалии, Сингапура, Испании, Швеции, Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратов, США и Югославии. В 1996 году общее число членов общества превысило тысячу. В 1997 году BOS исполнилось 30 лет. Параллельно идет становление и развитие оригами в США, где инициаторами широкого увлечения складыванием стали Лилиан Оппенгеймер и Элис Грей. В 60е и 70е годы каждый понедельник в Нью-Йоркской квартире Лилиан собирается кружок любителей складывания, который в разные годы посетили практически все известные оригамисты мира. В конце 60-х годов общественная активность Л. Оппенгеймер способствовала образованию центра оригами в США, а также подобных центров в других городах и странах — в Англии, в Турине и Флоренции (1977 и 1978), во Франции (1978 г.), в Нидерландах и Бельгии (1979), Испанского центра оригами в Барселоне (1982). Мощный толчок развитию отечественного оригами дает создание в 1989 и 1991 гг. двух общественных организаций — Московского и Петербургского центров оригами. Для демонстрации современного состояния развития оригами в ряде городов проводятся выставки: Нижний Новгород (1992), Чебоксары (1993), Йошкар-Ола (1993), Москва (1993), Туапсе (1993), Ростов-на-Дону (1994). Оригами демонстрируется в Музее этнографии народов СССР в Петербурге (1993). В 1994 г. изделия в технике оригами выставляются в Кунсткамере вместе с сокровищами из ее восточных фондов. В октябре 1995 года выходит в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первое издание учебника для начальной школы: «Уроки оригами в школе и дома». С 1996 года в Москве издательская фирма «Аким» начинает печатать журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги». В марте 1996 г. в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция «Оригами и педагогика», материалы которой издаются отдельным сборником. Конференция становится традиционной и проводится ежегодно. Оригами вводится как дополнительный предмет или факультатив в ряде школ страны. Появляются кружки и клубы оригами, число отечественных изобретений, зарегистрированных в базе данных Петербургского центра оригами в 1998 г. превышает первую тысячу. Многие из этих работ вызывают должное восхищение у зарубежных оригамистов. В 1998 году в США издательство St. Martin Press выпускает книгу «Russian Origami», в которой представлены лучшие работы в технике складывания, изобретенные в России. На данный момент по всему миру практикуется множество техник оригами. Многие из них уже отступили от классического квадратного листа бумаги без надрезов, так, например, есть отдельное направление оригами, основой для которого являются бумажные купюры. Впрочем, это направление не самое крупное, а сейчас мы расскажем о наиболее широко распространенных в мире.
В 1960-х искусство оригами стало распространяться по всему миру, первым получило распространение модульное оригами, а затем и многочисленные течения, включая киригами. В модульном оригами целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.

Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью - облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.
Развёртка (англ. crease pattern; паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.

Мокрое складывание — техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.
Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.
В завершении хотелось бы в преддверии нового года упомянуть о чисто практической стороне использования оригами. Японцы, для которых превалирует эстетическая сторона жизни, для которых красота «би» является важнейшим аспектом, уделяют большое внимание упаковке как внешнему признаку вещи. «Упаковка подарка по-японски называется цуцуми. Произошло это слово от глагола «цуцусиму», означающего «быть осмотрительным, почтительным». Смысл обертки подарка издавна заключался не только в функции придания подношению дополнительной декоративности, но и в выражении глубокого почтения, демонстрируемого ритуальным предохранением дара от грязи и скверны окружающего мира. Таким образом, упаковка дара носила не только материальное, но и духовное, даже сакральное значение. Иными словами, упаковка важна не менее самого подарка. Коробочка «дзунако» — одна из классических фигур оригами. Когда-то в похожие коробочки — «санбо» складывали подношения богам.

Сложив такую коробочку из плотной цветной бумаги (лучше — двухцветной), вы получите замечательное и оригинальное оформление для вашего подарка.



Как и каллиграфия, это понятие давно уже прочно вошло в нашу жизнь: мало кто в детстве хоть раз не складывал кораблики, лягушек или самолетики. А может, журавликов? Попробуем же узнать немного больше о таком привычном нам занятии.
читать дальшеУ историков не вызывает сомнения, что бумага была изобретена именно в Китае. Однако, несмотря на существование небольшого числа изделий, сложенных из бумаги, традиционно считающихся китайскими, родиной оригами стала именно Япония. Возможно, это объясняется тем, что в этой стране процесс складывания удачно иллюстрировал некоторые мировоззренческие идеи философии Дзен.
Это занятие органично вписывалось в систему восточных взглядов на мир, присущих философии дзен-буддизма. Эта философия практикует выработку взгляда на природу как на гармоничное единство, где привычные для европейца противоречивые части и составляющие неразрывно слиты в единое целое. В этом, вероятно, истоки иероглифической письменности, в которой каждый вписанный в квадратную рамку знак означает целостный символ. Пошаговая система записей действий в оригами очень напоминает это картиночное письмо, понятное практически без слов. Описать с помощью привычного европейцам буквенного текста процесс складывания можно, но сделать это намного сложнее, чем с помощью картинок.

Квадрат в качестве рамки для иероглифов-символов и как основа для складывания фигурок выбран не случайно. На Востоке он является не просто геометрической фигурой, а важным мировоззренческим символом. В Древнем Китае квадрат олицетворял смыкающуюся с космосом землю, пределы которой были необозримы. Необъятность Вселенной, в основе которой лежит квадрат, блестяще подчеркнута в афоризме Лао-цзы: «У великого квадрата нет углов». Таким образом, в дзен-буддизме квадрат является воплощением Вселенной с ее пустотой космоса и в то же время бесконечными возможностями созидания. Именно поэтому в квадрат вписаны все мандалы — священные буддийские изображения. Родившиеся на востоке игры — шахматы, го, танграм — также имеют квадратные очертания. Они как бы отражают игру, которая происходит во Вселенной. Очевидно, что выбор квадрата, как основы для оригами, был далеко не случаен. Плодотворное развитие игры с этой формой лишний раз подчеркивает, что в геометрии четырехугольника действительно кроются гораздо большие возможности чем, например, в круге или треугольнике. Для средневекового европейца квадрат казался слишком простой фигурой, чтобы заняться его пристальным изучением. Объемные тела, сферы, находящие свое воплощение в архитектуре и в космологии — для европейцев представляли явно больший интерес. На Востоке же квадрат был одновременно символом плодотворной пустоты, скрывающей в себе задатки всех возможных к воплощению форм. Такая точка зрения, кстати, очень близка представлениям современной физики. Поэтому попытки извлечь разнообразные формы из обыкновенного квадрата бумаги для последователя дзен-буддизма воспринимались совершенно естественно. Более того, обратимость этих форм, возможность вернуться к исходному квадрату и превратить его в иную фигурку более чем наглядно иллюстрировала взгляд дзен-буддистов на взаимопроникновение земных форм бытия. Замечательно по этому поводу заметил Виктор Бескровных в своем философском эссе «Оригами в поисках смысла»: «Буддийская пустота уничтожает границы между предметами, а не разделяет их, как привычная нам западная. Вещи, люди, деревья, дела, которые нас окружают, есть на самом деле лишь застывшие в форме проявления Пустоты. Истину в них еще надо суметь заметить. О методе, позволяющем это сделать,— чуть позже. Пока важно отметить одно: все, что нас окружает,— это лишь проявления Пустоты, единой и неделимой. Можно даже сказать, что все предметы и вещи — это лишь одежда, одетая на Пустоту, и можно лишь догадываться, что там, под покрывалом, скрыто, да легко и ошибиться. С таких позиций уже нетрудно взять квадрат — символ Пустоты и попытаться превратить его во множество форм, как это делает «настоящая» Пустота, не так ли? Тут и заключается одна из главных причин появления оригами именно на Востоке. Казалось бы, какая пропасть между абстрактными философскими моделями мира и моделями из квадрата бумаги, но — нет, связь существует. Если вещи находятся скорее в состоянии взаимопроникновения, чем противостояния, если любые явления легко переходят друг в друга, если все связано со всем, то что, как не квадрат, основа Вселенной, должен также уметь перетекать в тысячи форм? Отсюда и запрет надрезать его. Надрез нарушает Единое». Оказывается, складывая оригами, мы постоянно иллюстрируем этим процессом знаменитое высказывание дзен-буддизма: «В мире постоянны только перемены». Оригами — это не скульптура, где от куска материала отнимается все лишнее, чтобы выявить рожденную в голове художника форму. Искусству складывания вовсе не нужны математические знаки, коль скоро оно занимается трансформациями исходной формы, не отнимая и не прибавляя к ней ничего. Более того, в отличие от той же скульптуры, где податливая глина вытерпит любую прихоть ваятеля, оригами позволяет извлекать из квадрата только те формы, существование которых в принципе возможно. Таким образом, каждый раз извлекая из бумажного листа новую фигурку, мы по сути даже не творим, а лишь позволяем проявиться тому, что заранее предсуществовало в Пустоте листа. Нередко европейцы задаются вопросом — что же делать с готовыми оригами? Предпринимаются попытки сделать бумажные фигурки более долговечными, например, воплотить в более стойком по отношению ко времени материале или заключить в пластиковый куб. Такие усилия органично соответствуют западному взгляду на вещи с его ориентацией на конечный результат. Последователь же дзен-буддизма знает о том, что нет конечных пунктов жизни, а есть только вечно текущий процесс, поймать и остановить который невозможно. Поэтому в оригами для него главное — само складывание, а не конечный результат.
Если говорить об истории развития оригами, то тут немаловажным оказалось сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» — «ками». Таким образом, у японцев возникала связь между религиозным ритуалом и складыванием фигурок из бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо. В них помещали кусочки рыбы и овощей, которые предназначались в дар богам. В периоды Камакура (1185—1333) и Муромати(1333—1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания и любви, чем это можно сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. В период Адзути — Момояма (1573—1603) и Эдо (1603—1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими.
Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие базы в оригами не было развито до начала 1900 года. Наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из восьми классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как на стартовую точку. Далее мы рассмотрим эти 8 форм.
Четыре базовые формы происходят из восточной культуры – основа "бумажный змей", основа "рыба", основа "птица" и основа "лягушка". Основа "катамаран" имеет западные корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База "водяная бомба" и "двойной квадрат" также использовались в обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга. В начале и середине 1900-х художники оригами выбрали б одну из этих 8-ми баз как стартовую точку при создании нового проекта. Количество и позиция откидных створок в основе помогали определить, которая из баз вероятнее всего оказалась полезной. Основа "бумажный змей" лучше всего подходит для модели, которая имеет голову и хвост, или для той, которая нуждается только в двух створках. Основа "рыба" – хороший выбор для модели, которой нужно две длинные створки и две более короткие. Формулировка теории баз в проектировании оригами позволила художникам в 1900-х годах приблизиться к разработке моделей более систематически. Однако выбор для новых проектов был ограничен практикой использования определенной основы. А что если художник хотел сложить модель, которой нужно больше 14 откидных створок или другое количество, не ограниченное базой? Что если расположение откидных створок основы не подходит для вашей задумки? Многие художники полагали, что невозможно сложить животное, требующие шесть или более конечностей и прочих элементов из единственного листа бумаги без необходимых разрезов. Такой подход к проектированию оригами был представлен Кунихико Касахарой в последней главе издания “Creative Origami” в 1967. В этой работе Касахара советует использовать больше, чем один лист бумаги или упрощать модель так, чтобы она имела меньшее количество ответвлений. Формальное понимание баз, лежащих в основе классических моделей помогло художникам понять, что большинство моделей топтались на одном месте снова и снова. Это привело к тому, что несколько смелых фолдеров стали изобретать свои собственные базовые формы или исследовать возможность складывание фигурок без основы с чистого листа. Однако разработка моделей таким случайным способом требует либо большой удачи, либо постоянного стремления достигнуть совершенства формы, особенно, если она достаточно сложна в исполнении.
Появление авторских моделей и начало развития оригами как направления современного искусства связывают с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Во второй половине двадцатого века он уже активно пользуется придуманной им системой записи процесса складывания и извлекает из хорошо известных базовых форм множество новых моделей. В 1978 году он посещает СССР, где демонстрирует свое искусство в Москве, Ленинграде и Находке, но в то время страна была еще не готова в ответ на одиночный визит мастера начать развивать это направление творчества самостоятельно — не хватало опыта и книг на русском языке. К этому времени европейцы и американцы уже достаточно хорошо знакомы с оригами. Еще в XIX веке складывание как мощный педагогический прием рекламирует немецкий гуманист Фридрих Фребель. Автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл тоже увлекался складыванием фигурок из бумаги. В 1937 году в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кембелл «Изготовление бумажных игрушек», в которой впервые упоминаются три традиционные на Востоке базовые формы — «водяная бомбочка», «птица» и «лягушка». В 1946 году схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских ежегодных журналов. Фокусник Роберт Харбин (1909—1978) всерьез увлекался оригами и собирал любую информацию на эту тему. Он знакомился не только со всеми классическими работами, но и с изобретениями Акиры Йошизавы, который к этому времени уже стал известным японским мастером оригами. В результате в 1955 году на телевизионном канале «Jigsaw» Харбин делает регулярную программу по оригами «Мистеры Левая и Правая Рука», а в 1956 г. он выпускает в свет книгу, полностью посвященную оригами. Она имеет успех, позже появляются другие его издания на эту тему. Постепенно начинает формироваться круг увлекающихся оригами людей. В июне 1965 г. в Англии в свет начинает выходить «Оригамский листок», а 22 апреля 1967 г. создается общественная организация — Английское Общество Оригами (British Origami Society — BOS). Постепенно членами Общества становятся не только англичане, но и иностранцы: из Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Канады, Колумбии, Ирландии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Индии, Израиля, Италии, Кении, Кореи, Македонии, Мексики, Недерландов, России, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Португалии, Сингапура, Испании, Швеции, Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратов, США и Югославии. В 1996 году общее число членов общества превысило тысячу. В 1997 году BOS исполнилось 30 лет. Параллельно идет становление и развитие оригами в США, где инициаторами широкого увлечения складыванием стали Лилиан Оппенгеймер и Элис Грей. В 60е и 70е годы каждый понедельник в Нью-Йоркской квартире Лилиан собирается кружок любителей складывания, который в разные годы посетили практически все известные оригамисты мира. В конце 60-х годов общественная активность Л. Оппенгеймер способствовала образованию центра оригами в США, а также подобных центров в других городах и странах — в Англии, в Турине и Флоренции (1977 и 1978), во Франции (1978 г.), в Нидерландах и Бельгии (1979), Испанского центра оригами в Барселоне (1982). Мощный толчок развитию отечественного оригами дает создание в 1989 и 1991 гг. двух общественных организаций — Московского и Петербургского центров оригами. Для демонстрации современного состояния развития оригами в ряде городов проводятся выставки: Нижний Новгород (1992), Чебоксары (1993), Йошкар-Ола (1993), Москва (1993), Туапсе (1993), Ростов-на-Дону (1994). Оригами демонстрируется в Музее этнографии народов СССР в Петербурге (1993). В 1994 г. изделия в технике оригами выставляются в Кунсткамере вместе с сокровищами из ее восточных фондов. В октябре 1995 года выходит в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первое издание учебника для начальной школы: «Уроки оригами в школе и дома». С 1996 года в Москве издательская фирма «Аким» начинает печатать журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги». В марте 1996 г. в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция «Оригами и педагогика», материалы которой издаются отдельным сборником. Конференция становится традиционной и проводится ежегодно. Оригами вводится как дополнительный предмет или факультатив в ряде школ страны. Появляются кружки и клубы оригами, число отечественных изобретений, зарегистрированных в базе данных Петербургского центра оригами в 1998 г. превышает первую тысячу. Многие из этих работ вызывают должное восхищение у зарубежных оригамистов. В 1998 году в США издательство St. Martin Press выпускает книгу «Russian Origami», в которой представлены лучшие работы в технике складывания, изобретенные в России. На данный момент по всему миру практикуется множество техник оригами. Многие из них уже отступили от классического квадратного листа бумаги без надрезов, так, например, есть отдельное направление оригами, основой для которого являются бумажные купюры. Впрочем, это направление не самое крупное, а сейчас мы расскажем о наиболее широко распространенных в мире.
В 1960-х искусство оригами стало распространяться по всему миру, первым получило распространение модульное оригами, а затем и многочисленные течения, включая киригами. В модульном оригами целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.

Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью - облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.
Развёртка (англ. crease pattern; паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.

Мокрое складывание — техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.
Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.
В завершении хотелось бы в преддверии нового года упомянуть о чисто практической стороне использования оригами. Японцы, для которых превалирует эстетическая сторона жизни, для которых красота «би» является важнейшим аспектом, уделяют большое внимание упаковке как внешнему признаку вещи. «Упаковка подарка по-японски называется цуцуми. Произошло это слово от глагола «цуцусиму», означающего «быть осмотрительным, почтительным». Смысл обертки подарка издавна заключался не только в функции придания подношению дополнительной декоративности, но и в выражении глубокого почтения, демонстрируемого ритуальным предохранением дара от грязи и скверны окружающего мира. Таким образом, упаковка дара носила не только материальное, но и духовное, даже сакральное значение. Иными словами, упаковка важна не менее самого подарка. Коробочка «дзунако» — одна из классических фигур оригами. Когда-то в похожие коробочки — «санбо» складывали подношения богам.

Сложив такую коробочку из плотной цветной бумаги (лучше — двухцветной), вы получите замечательное и оригинальное оформление для вашего подарка.


